Неизвестная страница в истории российской разведки ... Он родился в семье с традициями. Отдаленный его предок из XII в. был по нынешним представлениям офицером татаро-монгольской армии. Армия пошла дальше, а он был оставлен править завоеванным народом. За 800 лет десятки поколений, хотя и смешивались с местным этносом, но свято хранили свою монгольскую принадлежность. В данном роду практиковалось получение лучшего образования. Сначала, разумеется, военного, потом религиозного и светского. Но главное, чем характеризовался род, было не стремление к достаткодобыванию, ибо достаток у рода был всегда, а к управлению. Причем там, где они оказывались в управлении, отсутствовали всякие межпрослоечные, межклассовые противоречия. Мгновенная реакция, ненавязчивые, но убедительные рекомендации, желание все держать в руках, вместе с тем стремление никогда ничем не выделяться... Они составляли контингент тех людей, из которых правящие круги в любой стране любили укомплектовывать свои органы безопасности. Дед героя нашего повествования обладал дворянским титулом. Большевики отобрали у него замки, дворцы, земельные угодья. Но вместе с тем они в конце концов присвоили ему звание "заслуженного учителя республики", ибо он преподавал в средней школе, где учились дети новой большевистской аристократии. Доверие к этому человеку превосходило все пределы. Он всегда составлял черновики законов по народному образованию, которые без особой переделки публиковались как приказы по министерству образования, т.е. он де-факто был министром просвящения, но никто об этом не знал. Для него же самого было важно участие в руководстве, а не само руководство. Психология человека - власть без славы, главное - власть, а не слава. В 30-е годы в городах было туго с продовольствием, поэтому своего сына-студента он всегда отправлял в деревню... Сюда пока большевики не проникли. Они установят там свои порядки десятилетие спустя. Но тогда юноша-дворянин столкнулся с деревенской патриархальщиной со своеобразными социальными иерархическими структурами. Здесь как раз сработала традиция, существующая в данном роду: даже во время отдыха не сидеть без дела, никогда не спорить по пустякам, и непременно содействовать достаткодобыванию окружающих людей, ничего взамен не требуя. Он начал заниматься двумя вещами: изучать местные диалекты и учить деревенских детей грамоте, не взирая их социальное происхождение. После третьего приезда в деревню его окружили особым вниманием, т.к. поняли, что грамота дает входной билет в большевистскую партию к высокооплачиваемой работе, и бережет от раскулачивания их родителей. Т.е. через своих грамотных детей богатые оставались богатыми. За это молодому студенту "подарили" самую красивую девушку округа. Он вернулся в город с молодой женой и специальностью филолога по диалектам. Неизвестно каким образом от изучения диалектов родного языка он стал известным специалистом по немецким диалектам. Он знал все 38 немецких диалектов и разговаривал на них без акцента. Правящие круги большевиков не могли не заметить этого. После окончания ВУЗа он мог стать учителем городской школы, но предпочел быть директором школы в провинции. Однако ему и там работать не дали: его по рекомендации руководителя республики принимают на работу в святая святых - органы военной безопасности. Там он работает руководителем созданной им школы, где наших будущих разведчиков учили не литературному немецкому языку, а его диалектам. Школа имела 38 отдельных зданий, на территории каждого из них все работники школы говорили только на конкретном немецком диалекте... ... Разведка - дело очень серьезное и опасное. Решающую роль играют природные данные. На протяжении столетий выяснилась печальная статистика: только 28% выпускников разведшкол выживают, остальные 72% должны погибнуть, ибо у них есть знания, но нет природных данных: большинство проваливающихся разведчиков используются против интересов своей страны. Иная судьба предстояла для выпускников новой разведшколы. За всю войну с 1942 г., когда первые ее выпускники "пошли на дело", не было ни одного провала: летели в воздух важные оборонные объекты немцев, но Абвер подозревал кого угодно, но только не того, кто говорил на каком-либо диалекте. Дело в том что в Германии до сих пор литературный язык остается языком письменного общения. Все коренные немцы говорят на диалектах, причем с трудом понимают друг друга. Поэтому там выработался специальный способ опознания чужаков, которые литературный язык превращают в язык общения. Школа продолжала функционировать, ничто не изменялось, за исключением того, что директор школы от младшего лейтенанта за 4 года директорства прошел путь до генерал-лейтенанта. Погиб он в сентябре 1944 г. в Польше: дело в том, что эмигрантское польское правительство приняло решение не пускать советские войска в Польшу, но помешать этому они не могли. Поэтому их агенты стали убивать высокопоставленных советских офицеров. Тут дело еще состояло в том, что удалось из Лондона привезти списки всех агентов эмигрантского польского правительства по всей территории Польши. Как только наши войска брали очередной населенный пункт, этих людей тут же "приглашали", хорошо кормили, вежливо обращались, но держали их под замком до тех пор, пока местные органы власти не были уже сформированы. Чиновники эмигрантского польского правительства были удивлены. Эти "самые умные" славянские руководители были шокированы тем, что их кто-то провел. Полякам удалось установить, кто выкрал списки. Руководил операцией директор школы с тремя своими сотрудниками. Поляки нашли этого руководителя, который имел слабость к древним рукописям, что стояли до сих пор неизученными в библиотеках польских церковных организаций... В годы войны рос сын директора школы, мать которого закончила педагогический техникум и до конца жизни работала учительницей начальных классов. После гибели мужа она вернулась в деревню к своим родным. Единственный сын жил в городе, в двухкомнатной квартире с 10 лет. В том же доме жил брат матери, известный краснодеревщик, собирающий мебель для элиты руководства республики. Перед десятилетним мальчиком было поставлено условие: если он будет учиться хорошо, то сохранит самостоятельность, в противном случае в квартиру будет поселен кто-то из родственников, которые будут контролировать каждый его шаг. Материальная основа существования была определена государством. Полуторный оклад ведущего инженера. Все было благополучно, но ребенок не подозревал, что каждый его шаг контролируют офицеры среднего звена ГРУ Генштаба страны. В сыне они узнали многие черты характера его отца - ненавязчивую убедительность доводов и уважение окружающих. Воспитание призывало быстро распознавать неудачи своих друзей и поддерживать их морально и материально. Чтобы не унизить друзей, он давал деньги взаймы с условием: что деньги они вернут, когда их дела поправятся. С кредитоневозвращенцами он переставал общаться, исключал их из своих друзей. Он говорил друзьям: мстить не стану, но нельзя поощрять паразитизм - жить "на халяву". Наличие финансовых излишек помогло устанавливать дружеские отношения со студентами многих ВУЗов и получать от них информацию, которая предназначалась лишь людям с высшим образованием. Поэтому к 15 годам он уже знал языкознание в объеме программ пединститутов, основы высшей математики в объеме программ университетов, элементную базу устройств автоматического религулирования в рамках программ индустриальных институтов, которые в республике играли роль политехнического ВУЗа. Такая любознательность молодого человека управлялась специалистами ГРУ: перед ним непонятным образом открывались двери лабораторий, куда не имели доступа даже студенты данного ВУЗа. Естественно, в основе таких посещений была определенная программа. Первая встреча с работником ГРУ произошла, когда ему было 15 лет. Это была преподавательница физкультуры и черчения, дочь белогвардейца, вернувшегося из Япони после войны. Ее отец - бывший царский дипломат после революции не вернулся в Россию, но согласился служить Родине розыском и направлением на родину специалистов с высшим образованием. Большевики не знали, что делать со строптивым дипломатом, но в конце концов поняли, что за рубежом он принесет больше пользы, особенно отправляя домой тех белогвардейских инженеров, которые имели доступ к япоской военной промышленности. После разгрома Германии семья вернулась в СССР, но большевики и здесь показали себя - семья могла жить лишь в столице союзной республики. Старшая дочь дипломата училась в художественном училище, однако прославилась как спортсменка. Но ее художественное творчество привлекло особое внимание специалистов ГРУ. Она увлекалась фотографированием, а свои фотографии пропускала через некоторые фильтры, после каждого из которых рисунок постепенно исчезал, оставляя минимальные линии. Она потом убедилась, что мимику лица можно передавать 6-8 кривыми линиями, не более! Причем сердитое лицо оставалось сердитым, а изображенный человек - узнаваемым. В ГРУ ей объяснили, что минимизация информации с полным сохранением содержания является одним из предметов, преподаваемых в разведшколах. В это время она усваивает предмет, который потом станет ее главным источником достаткодобывания. Это точные чертежи сложных объектов без инструментов черчения... И тем не менее, как дочь белогвардейца, она не имела возможность жить в индустриальных центрах страны, да и так было спокойнее, власти ее меньше тревожили. Вскоре в средней школе, где учился герой нашего рассказа, появилось спортивное сооружение по плаванию, заведующей которого была учительница по черчению. Она набрала себе учеников, среди которых был и он... Через год он имел 1-й спортивный разряд по трем видам водного спорта. Поэтому никому не приходила в голову связь между 15-летним юношей и 26-летней преподавательницей <...> ... Расставание со своей первой наставницей произошло в 10-м классе, когда ее место заняла другая женщина... А дело было так... Происходила республиканская математическая олимпиада. 150 самых лучших учеников собрали в университетском актовом зале, где стояли 6 длинных рядов столов. Каждый ряд имел свой вариант задач из конкурсных задачников Моденова и Шахно. Эти задачи были отобраны из вступительных экзаменов в московский Университет, но эти задачники были в то время хорошо известны, и наш герой в свое время потратил немало средств и времени, чтобы ему разъяснили секреты решения этих остроумных задач. Поэтому, посмотрев на конкретные задачи, он мог даже вспомнить номера задач в этих задачниках. Каждый из 6 вариантов состоял из 11 заданий - из 4 задач и 7 примеров. Каждую из этих задач и примеров в свое время наш герой неоднократно решал с помощью или без помощи. Здесь пригодилось все, что он знал. На простом листке из ученической тетради он сумел поместить решения всех 6 вариантов - 24 задачи и 42 примера, написанные очень мелким, минимально различимым почерком (только ответы были написаны крупно). Когда он заканчивал 5-й вариант, то почувствовал за своей спиной чье-то присутствие. Это был элегантный мужчина средних лет - декан механико-математического факультета... Он тут же притащил его в кабинет ректора, и появился приказ по Университету "зачислить в студенты без экзаменов по представлению аттестата зрелости". Они беседовали втроем: ректор, декан и будущий студент. Решено было за счет Университета выделить учительницу русского языка, т.к. математических учебников на национальных языках тогда не существовало. Учительница - молодая девушка 23 лет, выпускница одного из северокавказских пединститутов. Она появилась в Закавказье по делам ГРУ, но впоследствии было решено, что она должна сосредоточить свое внимание на воспитании будущего разведчика. Они часто ходили в кино, но не для развлечения, ибо по методике ГРУ именно кино является лучшим средством изучения иностранных языков. В кино показываюли обширную панораму событий и звучали две-три фразы основных героев - продолжалась линия изучения минимазации информации... Самым удивительным было то, что ректор, представив друг другу молодых людей, потребовал, чтобы они <...>. Объяснение было просто <...>. Они быстро нашли общий язык в этой области <...> ... Начавшаяся было борьба между двумя женщинами разрешилась нетрадиционным образом <...>. Продолжение следует.