Советский период развития культуры России. ------------------------------------------ Введение Культура это передача образцов поведения или мысли, которые предыдущие поколения добавляли к уже известному для передачи этих образцов следующему поколению. Пример: судьба пролеткульта демонстрирует, что ничего не могло от него передаваться следующему поколению, поэтому правительство его закрыло. Русская культура советского периода принесла ненависть к монархическому строю, потому что Николай II и его окружение заботились о благосостоянии прибалтийских немцев, откуда брались кадры для генералитета и дипломатического корпуса. Великие программы преобразования России стали формироваться ещё при Герцене, но царское правительство о них не думало. Все эти проекты были осуществлены в Советское время: Турксиб, Днепрогэс, Горьковский автозавод... Всё это давно напрашивалось для развития народного хозяйства России. И даже много белогвардейских идеологов гордились осуществлением этих планов. В Россию вернулись сотни тысяч технически грамотных людей, которые облегчили выполнение пятилеток. Советское правительство готовилось к войне, что видно из декларации об образовании СССР. "Декларации об образовании СССР это официальный документ о главной цели огромного государства: разрушить и подчинить все остальные государства мира". Это был "первый решительный шаг в создании Всемирной Советской Социалистической Республики: намечалось количество республик увеличивать до тех пор, пока весь мир не войдёт в состав СССР". Большие средства выделились на подготовку инженеров, особенно на периферии. Открывались новые университеты, строились новые военные заводы. Открывались новые театры и концертные залы. Выполнялась программа всеобщей грамотности населения. Все это способствовало значительным культурным завоеванием. То, что не могло примерить белогвардейских идеологов это власть партии большевиков над общественной жизнью. Партийный руководитель через парторгов предприятий подбирал кадровый состав для открывшихся вакансий. Иногда уговаривал выбранных людей выполнять не лежащую в их компетенцию работу, считая, что достаточно назначить человека на высокий пост, а знания, навыки по этой специальности придут к нему со временем сами. Большим культурным завоеванием были советские театры и кино. Не смотря на идеологическую зашоренность, советский фильм "Броненосец Потёмкин" стал классикой для всех кинопроизводителей за рубежом. Кинокритики обратили внимание на глупость царского правительства, когда силовые структуры кормили гнильём, ради обогащения нескольких морских офицеров. Царское правительство рубило сук на котором сидело. И это очень убедительно показано в кинофильме. Для расцвета литературы использовались эпизоды гражданской войны и логика событий ВОВ. Оказалось, что тоталитарные порядки здесь не причём только патриотизм. Основная часть Советская культура начала развиваться в полную силу, когда большевистское правительство решило установить всеобщую грамотность. В условиях, когда в царской России неграмотность доходила до 80%, то это мероприятие было грандиозным. Более того, сами большевики имели в своём составе очень небольшой процент людей с высшим образованием. Из-за такого обстоятельства правительство выделяло большие зарплаты тем, кто согласен учить других. Поэтому фигура учителя была самой уважаемой и престижной. Неудивительно, что представители старой аристократии шли на службу к большевикам. Второй особенностью культуры является обесценивание монархизма, как идеологии. Со времен Екатерины II стала ясна слабость монархии. В начале XX века монархизм терпел одно поражение за другим. Возвышение вождя троцкисты прозевали это была замена монархизма. Монархизма в генсековской форме, который консолидирует народ. Третьи аспектом культуры, при большевиках, было принятие в его состав лучших её образцов: театр, балет и т. д. Авторитет русской культуры, к примеру Станиславский, целиком был воспринят большевистскими идеологами. На культурном фронте происходили большие события - образование пролиткульта и его идеологического обоснования. На базе всеобщей грамотности роль учителя несколько снизилась. А так как в роли учителей были выходцы из эксплуататорского класса, то их стали преследовать; вырастали настоящие защитники культуры из среды рабочего класса, которым препятствовал прольткульт. Причина в пролеткультре были параллельные организации в области литературы и искусства, которые понятие диктатуры пролетариата довели до абсурда. Но искусство живёт своей зрелищностью, а пролетарский театр был лишён этого свойства. Полуграмотные рифмоплёты считали себя пролетарскими деятелями. Нужен был пример образец культурной деятельности. Большевики взяли за такого Максима Горького, который был популярен ещё до советской власти. Его песни о соколе и буревестнике стали причиной того, что авторитет Горького у большевиков был неприрекаем. Так и было сказано: "Будьте такими, как Горький, а не пролеткульторцами". Художественную ценность произведений Горького признавали и белогвардейцы. Большевикам только не нравилось, что Горький став во главе союза писателей спасал от преследований многих носителей выразительных форм русского языка, потому что сами большевики в своих выступлениях, использовали лишь 30% выразительных форм его. Руководитель ленинградской партийной организации Жданов не давал покоя писателю Анне Ахматовой, но ему не удалось арестовать и преследовать писательницу. Потому что все деятели культурного фронта защищали её, как выразителя неиспользованных большевиками литературных форм. В этом противостоянии образовались те непримиримые противоречия, которые остались даже после ликвидации пролеткультовой глупости. Всё же советский фронт искусства носил пропагандистский характер. Большевики поощряли тех писателей, которые показывали самоотверженность трудящихся в построении социализма. А когда Пастернак в своём "Докторе Живаго" показал, что не все слои населения были рады большевикам, то это большевистские идеологи охарактеризовали, как антисоветизм и заставили его отказаться от Нобелевской премии по литературе. Тем самым Пастернак предал свой народ, пойдя в услужение, как раб бездарной властной вертикали большевиков. Косвенным подтверждением того, что большевики по причине своей некомпетентности не могли определить подлинных представителей русской культуры является то, что часть интеллигенции не восприняла большевистских идей и уехала в эмиграцию. Более того, многие культурные деятели после командировки за рубеж от туда не вернулись. Особенно много горевали, когда не вернулся чемпион мира по шахматам Алёхин. Белогвардейцы ликовали! Но у них не было в руках русской казны. Они не могли использовать налоговых поступлений от русских трудящихся, поэтому их злобства не имело реального политического значения. Наоборот, белогвардейцы были вынуждены признать, что большевики деньги налогоплательщиков направляли на обустройство России. Лейтмотив большевистской доктрины определялся следующим высказыванием: "история старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы... Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную... Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут." Для ускоренного развития индустриализации России требовался режим мобилизационной экономики. Это было знакомо русскому обществу со времён церковного раскола (1666 г.). Цель мобилизационной экономики выполнять те функции, которые не возможны обычным путём из-за недостатков в экономике. Для этого требуется централизованное руководство страной, на что претендовало самодержавие. Поэтому все понимали, что большевистское руководство будет строго централизованным. Это значит, что главный авторитет мобилизационного руководства должен совпадать с руководством большевизма. Против доводов Сталина не возражал никто, даже белогвардейские авторитеты, состоящие в основном из интеллигенции их инженерные круги стремились вернуться в Россию. В Россию вернулись около 100 тысяч образованных белогвардейцев, но советская власть не могла разрешить вернуться оголтелым врагам, поэтому белогвардейцы и их агентура в России говорили о тоталитаризме, что большевики использовали русских интеллигентов, как средство, а не цель, на что бы хотели согласиться главы белогвардейцев. Днепрогэс, Турксиб, Урало Кузнецкий металлургический комбинат и многое другое... Теперь белогвардейцы начали понимать почему они проиграли. Существовало несколько факторов, которые должны были сделать программу Сталина утопией: Первый, и наиболее важный фактор борьба за власть среди большевистских лидеров. Но мобилизационная экономика не допускала расшатывания руководства, поэтому борьба за власть породила массовые репрессии. Причиной борьбы за власть было то, что все большевистские руководители были дилетантами в вопросах культуры. А те, которые были компетентными, не внушали доверия текущему руководству. Поэтому не один большевистский руководитель не мог излагать свою программу исчерпывающим образом. Появились дополнения к программе большевиков со стороны других большевистских авторитетов. Известно, что после смерти Ленина, занять его место стремились следующие: Свердлов, Троцкий, Фрунзе, Рузатак, Киров, Бухарин, Коганович, Сталин. Причина победы Сталина состояла в его необыкновенной способности всё популяризировать - разъясняя текущую ситуацию. Когда Троцкий явно претендовал на место Ленина, он пренебрегал мнением тех, кого считал не грамотными. Опорой Троцкого всегда был Ленин, который поручал ему самые ответственные должности. Сначала, министра иностранных дел, потом министра обороны, который тогда назывался реввоенсоветом. Троцкий назначения оправдывал, особенно на посту министра обороны, тогда его назвали "Красным Наполеоном". Разгром белогвардейщины при помощи голодных царских офицеров закрепил авторитет Троцкого, как второго человека после Ленина. Троцкий преувеличивал силу своей компетенции, потому что среднее звено большевиков не воспринимало его из-за верхоглядства. Другое дело Сталин. Он терпеливо разъяснял среднему звену все его задачи и тем самым подтверждал право среднего звена большевиков на власть и благо. Поэтому у Троцкого не было массовой поддержки. В последствии, его отовсюду изгнали. Сталин хотел использовать Троцкого как своего соратника и предлагал пост руководителя промышленности, который тогда назывался - "Высший Совет Народного Хозяйства". Но Троцкий считал для себя унизительным быть подчиннённым Сталина. Эта позиция потом осуждалась Когановичем. Он думал, что будучи в подчинении у Сталина, Троцкий имел возможность своими успехами претендовать на первое место. Просто Троцкий торопился быть вождём. Было много разговоров на счёт Рузатака. Ленин перед своей смертью указал на него, как на альтернативу Сталину. Противники Рузатака говорили, что он слабого здоровья. Ленин, имея в виду себя, сказал, что не обладает железным здоровьем. Рузатак не мог разъяснить широким кругам большевиков свои методы руководства. После смерти Ленина, в его завещании было указано о замене Сталина, как грубого руководителя партии большевиков. Но в последствии, среднее звено большевиков восприняло грубого Сталина, как преимущество против разгильдяев. Переговоры с Кировом не были секретом для Сталина. Он сам рассказал ему о предложениях товарищей. Узнав кто эти товарищи, Сталин ликвидировал их вместе с Кировым. Все эти события прямым образом влияли на господдержку культуры. Помимо всеобщей грамотности шёл подбор великих артистов и писателей, которые были необходимы для обслуживания властной вертикали. Например, в своё время, имел большой успех роман Алексея Толстого - "Хлеб", который обрисовывал роль Сталина в Царицине, от куда были посланы эшелоны с хлебом для Москвы и Питера. Без хлеба большевики не могли удержать власть, поэтому Сталин, спасая дело Ленина, завоевал себе право быть руководителем страны. Важное значение имело образование СССР. Это усложняло вопросы культуры, так как теперь можно говорить о букете культур разных национальностей. Здесь опять возвращалась роль Сталина, как специалиста по национальному вопросу. Началось культурное строительство всех республик СССР. У некоторых национальностей в дореволюционном периоде имелись свои театры, музыка, композиторы. Надо было уговорить этих деятелей служить советской власти. Особенно трудные условия были в средней Азии. Надо было воспитать деятелей культуры из местных кругов. И эта задача была блестяще решена, хотя в партийном руководстве были свои казусы. Например, первым секретарём Казахстана был армянин, но шёл подбор талантливой молодёжи для писательской, композиторской и театральной деятельности. В последствии автономные республики средней Азии превратились в союзные, а некоторые писатели старшего поколения, например, Садрадин Айни вошли в мировую литературу. Таким образом культурное развитие средней Азии способствовало их национальному самоопределению, что имело международное значение. Например, культурное развитие Пакистана копировало успехи Узбекской культуры, а в Индии оживились культурные традиции. Вторым фактором, препятствующим Сталинскому пути обновления страны было нежелание кругов интеллигенции пройти культурную программу за 10 лет, а не за 100, как полагалось. Это ударило по планам интеллигенции стать руководителями своего народа. Будучи под методическим руководством зарубежья они стали говорить о необходимости выдвижения на руководящие посты в культуре полуграмотных кадров большевиков, так как кто-то должен отвечать за ускорение. Вся идеология этого периода была использована во времена Ельцина. Потому что в это время таких выдвиженцев в серьёз не воспринимали. Из-за ошибок этого периода вырос пролеткульт, но большевики быстро почувствовали его вредность. О пролеткульте говорили позже, когда ГДР была поглощена ФРГ. Хрущёв надеялся, что в ГДР будет организована большая производительность труда, чем ФРГ. Судьбу ГДР философы уподобили закату пролеткульта по тем же самым причинам. И наконец, третий, наиболее важной причиной неудачи большевиков стал информационный бандитизм. Многочисленные случаи, когда руководитель научного коллектива присваивает его открытия и защищает диссертацию. До сих пор информационный бандитизм мешает проблеме внедрения научных открытий, потому что учёными становятся не те, кто добыл новую информацию, т.е. информогены, а выдающиеся информоворы, которые не знали, как возникла научная проблема и как её связать с производством. Даже нынешнее правительство бессильно пресекать это явление, поэтому вместо того, что бы поднять культуру производства, к примеру, на автозаводах, пригласили на российский рынок иностранные компании, надеясь, что сила конкуренции исправят положение. Особенно характерна судьба "Жигулей". Являясь изначально итальянской моделью, отечественные автомобилестроители не следили за культурными сдвигами "Фиата". Поэтому отечественный вариант его стал низким образцом технической культуры. Многоэтажность русской культуры Даже после октябрьской контрреволюции в октябре 1917 года (революция была в феврале 1917 г.) и изгнания враждебных для большевиков идеологов, внутри России остались несколько прослоек с автономным самосознанием. Каждая из этих прослоек вообразила, что октябрьский переворот организован в её интересах и требовала от государства его аппаратом насилия, помогать утверждению их мечты. Например, футуристы требовали объявить государственное понимание культуры, как победу их идей. От серебряного века русской культуры они унаследовали точку зрения, что свобода и творчество должны провозглашаться главными условиями существования культуры. Между тем, задача государства, естественно не ограничивалась заботой о интеллигенции. Огромная масса крестьянских кругов должна была пройти большую дорогу, чтобы дойти до интеллигентских надобностей. Эти надобности состояли в том, чтобы рассматривать революцию, как культурный феномен, т. е. возможность рассматривать культуру, как объект для перестройки - ввод новых образцов поведения, которые диктует жизнь. Это направление возглавили двое поэты: А. Блок и А. Белый. Они ещё со времён первой русской революции 1905 года выступали с предложением определённой программы переделки общественной культуры в России. "Трагический оптимизм А. Блока был созвучен тому, что писал о революции А. Белый. Как и Блок он предсказывал катастрофический характер революционной стихии, но главное видел не в этом. Накануне октября 1917 года в статье "Революция и культура", он пишет: "Революционные силы суть струи артезианских источников, сначала источник бьёт грязью и косность земная взлетает в струе, но струя отчищается, революционные очищения организация хаоса в гибкость новорождённых форм". Но в то время в государстве 90% населения были крестьянами, которых надо было поднять на культурный уровень, а для этого необходимо было создать рычаги ускорений, роль которых выполняли представители партий в местном руководстве. Конечно, такой подход приводил к тоталитарному государству. Против чего были выступления, как внутри страны, как и за рубежём. Но коммунистические идеологи возражали, что сила привычки миллионов самая страшная сила и без государственного вмешательства эту силу не преодолеть. Особенно важное значение имел вопрос о религии, ибо та же сама крестьянская масса видела её в качестве гаранта нравственности. В интеллигентском секторе главным событие был выход сборника "Вехи". В 1908 году авторы этого сборника предупреждали об опасности революционного романтизма и утопизма. Однако, Блок считал со смутным сомнением, что не надо боятся стихии разрушения, потому что уберут устаревшее и безобразное. Он считал, что революция может быть творчеством но надо иметь ввиду, что идёт очищение русской культуры от устаревших форм выражения мнений. "Эти смутные очертания сомнений в январе 1918 года, оказались не напрасными. В 1919 году А. А. Блок написал другую статью под названием "Крушение гуманизма". В этой статье он увидел будущую Россию, как тоталитарное государство, которому уже ничего не стоит подчинить, поставить себе на службу человека, культуру. Главными чертами большевистской диктатуры он назвал "подчинение" и "властвование"". На другом этаже главным авторитетом был А. Богданов. Его ошибочные философские взгляды, по мнению Ленина, были раскритикованы в книги "Материализм и эмпириокритицизм", за что Богданова исключили из партии большевиков. Но неутомимый Богданов продолжал писать книги для рабочего класса. Ещё в 1914 году в статье Богданова "Искусство и рабочий класс" он требовал, чтобы пролетариат самостоятельно проявлял творчество. Второй тезис Богданова овладеть культурой прошлого не подчиняясь этой культуре... "Преображение мира по законам искусства виделось, как коллективное действо, внутри которого каждый равноправный творец". В среде российской интеллигенции было мнение, что свобода творчества это свобода от общественных обязанностей. Однако, ближайший соратник В. Маяковского О. Блик высказывалась следующим образом: "пролетаризация всего труда, в том числе труда художника, является культурной необходимостью. И не какие потоки слёз не помогут тем, кто поддерживает изжившую себя концепцию свободу творчества". Новое искусство скорее было мифом., хотя руководители партии продолжали настаивать на своих функциях психоинжинеров и психоконструкторов. Эти функции в 1923 году поддерживал Сталин. В то время развернулось творчество театрального деятеля В. Меерхольда. Организованные им спектакли претендовали на новую форму театрального искусства. Показательна в эти годы деятельность Максима Горького. "А. М. Горький, приветствовавший переворот в октябре1917 года, после прихода к власти большевиков заговорил о трагедии русского народа. Сущность этой трагедии он увидел в подмене культурного творчества политикой. Но, к сожалению, иначе быть не могло. С самого начала революции власть предельно политизирует понимание культуры, в целях строительства "нового мира". Старый мир должен быть разрушен, уничтожен, ибо символизирует другую, т. е. Враждебную идеологию". Несмотря на отрицательное отношение Максима Горького к октябрьскому перевороту. Он приблизился к Ленину, чтобы спасать от разрушения авторитет общерусских знаменитостей. Горький просил для них продовольственные пайки, что в то время было признаком общественного признания. Максим Горький завоевал авторитет хранителя русской науки и культуры. В то время партийную точку зрения отражал принцип Ленина о партийности литературы. Это значит: у всех творческих работников для публикация отбиралось то, что соответствовало классовым интересам рабочих. Разногласия Горького с Советским правительством состояло в том, что он не признавал любые доводы по разрушению части культуры, что не соответствовала интересам рабочего класса. Важно отметить, что Ленин не признавал творчества Маяковского. В 1918 году была национализирована Третьяковская галерея. В неё из отдельных поместий и пригородных дворцов привозили картины многих великих художников. Этот шаг был одобрен белогвардейскими авторитетами, как уважение к русскому искусству. Правительство трезво оценило ситуацию Ленин говорил: "Мы хотим строить социализм из тех людей, которые воспитаны капитализмом, им испорчены, развращены, но за то им и закалены в борьбе... Другого материала у нас нет. Мы хотим строить социализм немедленно из того материала, который нам оставил капитализм со вчера на сегодня". Ленин добавил - "Победу революции может закрепить только средняя школа". Этим началась программа просвящения. Театральное искусство в первый период Советской власти Среди всех искусств театральное дело является самым инерционным и трудное для понимания населения искусством. Приведём пример: в 50-х годах XX века компартия Азербайджана превратилась в пантюркиссткую ячейку. Она поставила своей целью уничтожить армянский театр. Заставили в административном порядке по больше ставить идейных пьес, но армяне не захотели смотреть эти пьесы. Театр армян испытывал финансовые трудности. Воспользовавшись этим театр закрыли и перевели в Степанакерт столицу Нагорного Карабаха. Данный пример говорит о том, что театр, преимущественно, имеет коммерческий характер. Обойти это никому не удалось в первые годы Советской власти. Пользуясь автономностью театрального руководства некоторые театры игнорировали все декреты Советской власти. В этих условиях требовался максимальный такт и упорство большевистской власти. Выход был найден тем, что выбирались такие пьесы классического репертуара, где идёт борьба за чьи-то интересы. Это оказалось очень удачным шагом. Во-первых, не пострадала театральная касса. Во-вторых, в этой борьбе интересов зрители вспоминали недавние схватки с классовым врагом. В-третьих, не понижался художественный уровень. Между тем при заграничных гастролях, основным зрителем была белая эмиграция. Их мнение было важным для самих артистов. Белогвардейские круги считали Большой театр своим и гастроли проходили успешно. Особенно трудное время для нового театра было в период НЭПА, так как театры были поставлены на хозрасчёт из-за кассового факта. Появлялись такие спектакли, которые культивировали половые проблемы в семье и обществе. Забавные случаи стали основными в репертуаре театров, но большевики выиграли сражения пропагандируя чувства меры, сосредоточивая внимание публики на классовых противоречиях. Но НЭП быстро закончился. Началось строительство большевистского театра. Этому способствовало то обстоятельство, что Россия многонациональная страна и множество национальностей не имели своего театра. Для всех национальностей были построены новые театры. Это позволило осуществить пропагандистские цели пока национальные драматурги не выдвигали в своём творчестве историческое прошлое своей национальности. На историческом материале удалось найти общий язык с местным населением. Возникли национальные кадры театра. Например, в Дагестане было открыто 4 театра. В Якутии построили свой национальный театр. Для коренных русских театров придумали название "Академические". Особенно большую роль сыграл Станиславский и Вахтангов. Станиславский предложил условия высокой художественности. Вахтангов предложил свои оригинальные методы по строению театрального дела, которые до сих пор заметно отличается от художественных стилей других театров. Станиславский и Вахтангов являлись центром консолидации Советского театра, когда как во многих других театрах господствовала прямолинейная пропаганда. Русские национальные театры искали новые контакты с населением. Культивировались такие методы работы, как спектакли для конкретных пластов населения. Например, были конкретные спектакли для красноармейцев. Благодаря усилиям большевиков, театральные билеты целенаправленно распространялись на фабриках и заводах, чаще всего бесплатно за счёт государства. По мнению большевиков рабочий класс должен был ознакомлен с культурными ценностями. Кто-то обратил внимание, что при Петре Великом так же государство заботилось об приучении русского дворянства к европейской культуре. Пётр распорядился, что бы за счёт казны всех посетителей музеев поить кофе. Эта точка зрения оправдывала большевистские усилия. Белогвардейцы соглашались с этим. Среди них главным теоретиком был церковный философ Бердяев. Он был горячим сторонником церковного фактора. Но в атеистической России высказывание Бердяева игнорировались. Его стали усиленно читать после устранения Советской власти во время Ельцина. По политическим мотивам церкви были возвращены власть и имущество. Открылись около тысячи храмов, что поглотило много государственных средств. Однако, во время советской власти, против церковного мракобесия был установлен надёжный заслон. Но на практике усиление церковной власти в России помогло восстановить единство русской церкви. Делается много, чтобы восстановить церковную нравственность. Это не могло не влиять на процесс театрального дела. Начались постановки церковных драматургов России. Но на эти спектакли не было много желающих и власть стыдливо вернулась к современному репертуару. Большую роль в укреплении позиции Советского театра сыграл народный комиссар просвящения Луночарский, который руководил специальным театральным комитетом. Этот комитет назывался государственным поиском талантов. Например: большим театральным событием стал спектакль "Веринея " Лидии Сейфулиной. "Л. Сейфулина в "Веринее" со знание подробностей и деталей быта рисует жизнь глухого Сибирского села с его обычаями, нравами, суевериями. Мастерски показано в пьесе, как искры революции, упавшие в эту тягучую, сонную до одури действительность, заставляет её вспыхнуть пламенем классовой борьбы. Правда революции, которую несёт солдат-большевик Павел Суслов, возрождает к новой жизни тёмную и беспутную Веринею, делает её борцом за счастье народа". Другая пьеса, имевшая столь широкое одобрение населения была "Любовь Яровая", где показана поляризация общественной жизни, включая разрыв семейных отношений. Муж Яровой белогвардеец. Ей очень трудно расстаться с некогда любимым человеком. Но она на это решается и выходит замуж за бедного большевика. Таким образом формируются новые эстетические ценности и решающая роль Советской власти для будущего России. Меерхольд создал свой театр в первые откровенно идя на союз с Советской властью. Его театр становится образцом для других театров. Но в последствии, он пошёл на конфликт с властью, трудоустраивая на хорошо оплачиваемые должности не талантливых евреев. Большую пищу для театральных представлений дала гражданская и ВОВ. Там не было разногласий, потому что речь шла о государственности. От туда брались сюжеты для патриотического воспитания населения. Разумеется, не были указаны причины поражения в первый период войны. Театр стал боевым оружием. Во время ВОВ газета "Правда", опубликовала пьесу Чуковского "Фронт", где были показаны недостатки Красной армии - её командного состава. Идеи изложенные в пьесе были благосклонно встречены всеми советскими гражданами, включая большую часть армии. Это дало возможность для выдвижения новых офицерских кадров, что являлось одним из условий победы. В конце ВОВ Геббельс признавал, что все советские генералы и маршалы по возрасту не более 45 лет когда как в Германии все они были старше 50-ти. Огромную роль театральное искусство сыграло сохранение власти за большевиками. Заключение Первый вывод: Противники Советской власти и их идеологи игнорировали главный фактор масштабность. Белогвардейские воинства по своему количеству никогда не превышали 60 тысяч штыков, в то время как у большевиков была армия примерно в 2,5 миллиона. Так как большевики для многих народов создали свои театры в масштабах всей страны, то основная часть театральных деятелей были большевиками. Литературные журналы публиковали новые пьесы в которых явно виделось вмешательство государства в культурную жизнь. Все протесты против большевистского насилия легко подавлялись ибо были в страшном меньшинстве. Белогвардейская эмиграция пыталась критиковать советский театр, но эти потоки критики легко игнорировались. В конце ВОВ Советское правительство призвало всех белогвардейский культурных деятелей вернуться в Россию. Вернулось незначительное количество, а когда десятилетия спустя Нобелевский лауреат Бунин хотел вернуться, то ему указали на то, что он упустил эту возможность. Основная часть белогвардейских, технических специалистов вернулись в Россию перед первой пятилеткой. Что касается театральных деятелей,то белогвардейская диаспора их не любила и поэтому не могла выдвигать таковых по уровню выше чем советские. Театр прежде всего, требует финансовых ресурсов, а у белогвардейцев их не было. Культура советского периода завершила свои функции, когда информация, стала стоить больших денег. Большевики привыкли бесплатно получать эту информацию во время партийных собраний... Поэтому закончился Советский период русской культуры.