Системная аналитика. -------------------- Этот термин - относительно новое понятие. В науке он существовал под другим понятием и назывался - "фазовыми связями". Любой процесс зависит от множества факторов. Однако они тоже взаимосвязаны. Но как обнаружить эти связи? Учёные прошлого просто рекомендовали взять и рассмотреть все аргументы совместно. Тогда, по-видимому, автоматически будет учитываться взаимосвязь. Иногда система внешне спокойна как, например, организм какого-либо животного. Но в системе происходят большие превращения одного фактора в другой, т.е. фазовые переходы, которые происходят непрерывно и на этой основе происходит жизнь. Фазовые переходы в живом организме изучает медицина и ветеринария, а в растениях агрономия, ботаника. В последнее время началось изучение социальных систем, т.к. это имеет большое практическое значение. Например, даже в неживых системах, на которых основано существование живой природы, есть так называемое понятие - размерность системы. К примеру, для синтеза хлорофилла, кроме прочих условий, обязательно нужны: солнце, вода, углекислый газ. Допустим, число главных факторов, равно трём. Они настолько взаимосвязаны, что достаточно отсутствие одного из трёх, как синтез хлорофилла не произойдёт. Но какова размерность социальной системы? Кто-то предполагает, что таких факторов <...>. Возьмём такое явление как автоколебания. Живая клетка питается всей своей поверхностью. Однако, чем больше её поверхность, тем единица поверхности плохо кормит саму клетку. Тут чисто математическая зависимость - объем клетки растёт гораздо быстрей чем площадь её поверхности. Пусть клетка в форме шара. Её внешняя поверхность S = 4 pi R^2, а V = 4/3 pi R^3. Отношение поверхности к объему равно 1/3R - это есть цена питания клетки - чем больше (R) тем она меньше. Поэтому живому организму - клетке приходится делится на две половины, чтобы достичь нормальной цены питания. Две клетки опять начнут расти до определённого минимума цены питания, после чего опять делятся. Данный процесс есть простейший случай автоколебания. На этом простейшем процессе основана сама жизнь. Что же касается многоклеточных организмов, то здесь возникают привилегированные клетки, которые подчиняют своей "воле" другие клетки. Было наблюдено, что при отсутствии корма, многие одноклеточные собираются в виде гриба, причём заметно образование стержня, на котором держатся все нормальные клетки, что находятся в головке гриба. Когда же, каким-то образом, есть обилие корма, то отдельные клетки начинают жить самостоятельно - гриб разрушается. Современные многоклеточные организмы, включая человека, основаны на необратимости коллективного "договора" где аналогом нормальных клеток является мозг и переносчиком взаимодействия всех клеток является кровь. Остальные клетки являются специализированными, которые выполняют те или иные функции. В социальном организме - обществе, роль нормальных клеток исполняет правительство. Однако, не всегда были правительственные организации. Они появились со времён изобретения железного меча, железных орудий труда типа секиры - топора, предшественниками которых были бронзовые, но они быстро тупились и теряли своё функциональное значение. С приходом железа резко понизилось число добываемых животных и общество, тем самым, стало голодать. Чтобы положить конец этому беспределу, стало возникать правительство, которое опиралось на некоторое количество "мечевиков", впоследствии получивших название армии. Армия брала под свой контроль добывание животных, ограничивала их потребление, заставляла людей переходить на растительную пищу. И тут появился положительный фактор - оказалось, что растительную пищу можно долго хранить. Это позволило появиться такому социальному явлению как СОЗНАТЕЛЬНОЕ накопительство. А, это явление, в свою очередь, усилило другое явление как война - борьба за чужое накопление, что для сильных стало смыслом жизни. Т.о. мы привели понятие - системогенезиса, когда внешние условия порождают внутренние глубокие преобразования. Системогенезис запрограммирован в генах потому что, как заметил биолог Анохин - "у птицы сильно развит клюв, т.к. это необходимо для выхода из скорлупы и текущего питания". Далее, со временем, развиваются другие функции организма, но строго поочерёдно, т.е. в генах запрограммировано то, что необходимо организму в первую очередь. Это универсальный закон жизни. Человеческое дитя рождается с готовым инстинктом сосания молока. Рост ребёнка предполагает другие потребности - возникновение зубов для принятия твёрдой пищи. Потом и обучение способам выживания. Животные имеют определённый период обучения, после истечения которого они теряют способность обучаться, т.е. системогенезис определяет необходимые факторы развития организма и экономит его ресурсы. При изучении социальных явлений мы должны отыскать элементы системогенезиса в них. Готова ли какая либо группа лиц к данной функции? Например известен факт, когда мускулистые люди на Кубе захватили корабль, чтобы вернуться в свою Африку. Но среди рабов не было знатоков кораблевождения и они прибыли в США на радость местным рабовладельцам. Здесь показано, что кораблевождение, для возвращения в Африку, является приоритетной вехой для решения задачи. Поэтому системный подход, в конечном счёте, сводится к процессам системогенезиса со строгой очерёдностью затрат внутренних ресурсов на обучение необходимой функции. Если вернуться к проблемам самой России, то препятствием к системогенезису являются те круги, которые не хотят проникновения прорывных технологий в производство, ибо тогда появляются новые командиры жизни, которые отберут вкусные куски у текущих вождей! http://melfimov.narod.ru/